Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Я попытаюсь рассказать о Шриле Бхактивиноде Тхакуре то, что я слышал от своего Гурудева. Если будут какие-то ошибки, пожалуйста, простите меня.
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет в «Джайва-дхарме», в главе о садхане, как преданный может прогрессировать в ней. Если кто-либо хочет продвигаться в сознании Кришны, ему нужно руководствоваться «Джайва-дхармой» – тогда он может легко войти в мир Кришны.
Сначала в первой главе «Джайва-дхармы» говорится об изначальной форме дживы. Джива – слуга Верховного Господа, но из-за майи она об этом забывает. В книге приводится пример с водой: если она подвергается отрицательной температуре, то она превращается в лед. Изначально вода текучая и жидкая, но в форме льда она твердая. И точно так же изначально душа – слуга Господа, но она забывает об этом и думает, что она наслаждающаяся этим материальным миром.
Сварупа дживы объясняется в «Джайва-дхарме». Изначально дживы проявляются из Баладева Прабху, Санкаршаны и Каранадакашаи Вишну. Те, что пришли из Баладева Прабху – вечные спутники Верховной Личности Бога во Врадже. Они всегда заняты служением Кришне, у них нет времени даже думать о том, что существует материальный мир, в котором страдают дживы. Вторая категория джив пришла из Санкаршаны. Они также вечные спутники Господа на бесчисленных Вайкунтхах: спутники Нараяны, Ваманадева, Нрисимхи, Рамачандры и т.д. Они также постоянно заняты, и у них тоже нет времени думать о материальном мире и страдающих в нем дживах. Обе эти категории джив называют вечными спутниками Враджа и вечными спутниками Вайкунтхи.
Третья категория джив исходит из Каранадакашаи Вишну. Некоторые из них отправились, согласно своему положению, на Вайкунтху, на Айодхью, в Матхуру или во Врадж. А те, кто хотел наслаждаться материальным миром, запутались в майе. Майя связывает их тремя видами цепей: гуна невежества, гуна срасти и гуна благости, и джива начинает думать о себе как о наслаждающейся и страдает, придя в этот мир.
Шрила Бхактивинода Тхакур объясняет, как дживы могут обрести служение Кришне. Если они принимают прибежище у авторитетного Гуру, то под его руководством и руководством вайшнавов они могут служить Кришне.
И Прахлада Махарадж говорит то же самое:
гуру-шушрушайа бхактйа сарва-лабдхарпанена ча
сангена садху-бхактанам ишварарадханена ча1
Мы должны уважать вайшнавов и под их руководством принять прибежище у истинного Гурудева. Мы должны прилагать все наше сердце и душу.
Гурудев говорит: «Я желаю только твое сердце». Это означает, что мы должны предлагать всё и должны делать всё для его удовлетворения. Если мы делаем всё для удовлетворения истинного Гурудева, то мы сможем делать всё и для удовлетворения Шри Кришначандры.
Шрила Бхактивинода Тхакур объяснил в конце, что мы гаудия-садхаки, то есть те, кто находится в линии Шри Чайтаньи Махапрабху.
По достижению совершенства душа обретает две сварупы: в одной форме она служит Шри Чайтанье Махапрабху в Навадвипа-дхаме, а в другой – Враджендранандане Шьямасундаре во Врадже. Его основное учение – это даша-мула-шикша, то есть 10 фундаментальных наставлений.
Все наставления Шрила Бхактивинода Тхакур поместил в одну шлоку:
амнайах праха таттвам харим иха парамам сарва-шактим расабдхим
тад бхиннамсамш ча джйван пракрти- кавалитан тад-вимуктамш ча бхават
бхедабхедха-пракашам сакалам апи харех садханам шуддха-бхактим
садхйам тат-притим эвети упадишати джанан гаура-чандрах свайам сах2
Одна прамана и 9 прамей.
Амная значит то, что мы получаем через гуру-парампару. В Ведах и Упанишадах описывается очень многое, но оттуда не так легко всё это извлечь, поэтому мы должны идти через гуру-парампару. Эти советы, которые приняла гуру-парампара, мы должны почитать. Это называется амная.
И также есть 9 доказательств.
Таттвам харим иха парамам. Кришна есть высшее знание.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит:
шримад бхагаватам праманам амалам2
«Шримад-Бхагаватам» – высшее авторитетное свидетельство Истины (амала-пурана).
И в Шримад-Бхагаватам сказано:
эте чамша-калах пумсах
кришнас ту бхагаван свайам3
Верховная Личность Бога – это Сваям-Бхагаван. Он Хари.
Сарва-шактим расабдхим – Он всемогущий, и Он океан расы. Я надеюсь, что преданные знают эти вещи, что Кришна – океан расы. Есть еще маленькая книга на английском – «Кришна – океан расы», составленная Шрилой Гурудевом. Там всё это объясняется.
Есть 5 главных рас и 7 второстепенных. Шанта (нейтральные отношения), дасья (отношения служения), сакхья (дружеские отношения), ватсалья (родительские отношения), мадхурья (отношения возлюбленных) – это 5 основных рас. И 7 второстепенных: хасья (смех), адбхута (изумление), вира (доблесть), каруна (сострадание), раудра (гнев), бибхатса (ревность), бхая (испуг). Кришна является океаном всех рас.
«Шримад-Бхагаватам» объясняет всё это в шлоке «малланам ашанир нринам нара-варах стринам смаро муртиман…»4.
Тад бхиннамсамш ча джйван пракрти-кавалитан тад-вимуктамш ча бхават. Есть два типа джив: освобожденные и обусловленные. И они одновременно отличны и неотличны от Господа.
Бхедабхедха-пракашам сакалам. Также есть энергия и источник энергии – шактиман. Они одновременно отличны и неотличны друг от друга.
Апи харех садханам шуддха-бхактим. Садхана – это средство достижения служения Кришне. Это чистая преданность.
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур объяснял в комментариях к «Шри Чайанья-чаритамрите», что шуддха-бхакти (чистая преданность) означает спонтанная преданность.
Есть 2 типа преданности: регулируемая и спонтанная. Кришна может быть доволен регулируемой преданностью, но никто не может повелевать Кришной при помощи регулируемой преданности. И Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада объяснил, что чистая преданность значит рагануга-бхакти.
Садхйам тат-притим. В этом мире есть 2 вещи: тат-падартха и там-падартха. Шрила Гурудев объяснял вчера, это означает, что наслаждение Кришны – наша высшая цель, тат-притим. Наши действия должны удовлетворять Кришну.
Шрила Гурудев приводил пример. Матушка Яшода дергает Кришну за уши. Кришна хочет пить её молоко, но мама Яшода говорит Ему: «Сядь!» Она заставляет Кришну сесть на пол, и Кришна, Верховная Личность Бога, ничего не мог сделать из-за любви мамы Яшоды. С другой стороны, есть Чанура и Муштика. Кришна боролся с ними и был счастлив, но это не чистая преданность Кришне. Почему? С одной стороны, Кришна плачет от действий мамы Яшоды, но её настроение – делать всё во благо Кришне. Она Его воспитывает, чтобы в будущем Кришна был хорошим мальчиком. Это уттама-бхакти. А Чанура и Муштика борются с Ним, но их настроение – убить Кришну. Так что это не бхакти, несмотря на то что во время борьбы с ними Кришна испытывал радость.
Эвети упадишати джанан гаура-чандрах свайам сах. Шри Чайтанья Махапрабху учил всей этой теории весь мир. А Шрила Бхактивинода Тхакур взял всё это и сплел, как гирлянду, в одну шлоку. Это лучший вклад Шрилы Бхактивиноды Тхакура. Также его вклад в том, что он открыл Навадвипа-дхаму. Если бы Шрила Бхактивинода Тхакур не пришел, в то время никто бы не знал о Навадвипа-дхаме, о месте рождения Шримана Махапрабху. Воспользовавшись помощью Шрилы Джаганнатхи даса Бабаджи Махараджа и взяв карту из Лондона, он доказал, что это место рождения Шри Чайтаньи Махапрабху.
И также он даровал всему миру Шрилу Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура. Кто организовал эту проповедь? Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. Шрила Бхактивинода Тхакур даровал Шрилу Прабхупаду этому миру. И он проповедовал нама-хатту, чтобы люди могли собираться где-то время от времени и обсуждать разные темы о преданности и о Боге. Бхактивинода Тхакур дал всё это преданным.
Также он составил множество произведений. Очень многое он написал в своих комментариях к «Шри Чайтанья-чаритамрите». Эта грантха очень большая, и без комментариев Шрилы Бхактивиноды Тхакура или Шрилы Прабхупады никто не способен проникнуть в её глубокий смысл.
Шрила Бхактивинода Тхакур, как шесть Госвами, дал нам очень многое. Шрила Санатана Госвами, Шрила Рупа Госвами, Шрила Джива Госвами, Шри Гопал Бхатта Госвами, Шрила Рагхунатха Батта Госвами – он дал то же самое, что и они. И поэтому вайшнавы называют его седьмым Госвами. Никто до сего дня не получал такой титул, кроме него.
намо бхактивинодайа сач-чид-ананда-намине
гаура-шакти-сварупайа рупануга-варайа те
В пранама-мантре Шриле Бхактивиноде Тхакуру говорится о многом. Он также является вечным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху и в то же время вечным спутником Божественной Четы.
Намо бхактивинодайа. Бхактивинода – это тот, кто черпает удовольствие в преданном служении Божественной Чете.
Сач-чид-ананда-намине – он трансцендентен.
Гаура-шакти-сварупая. Кто является гаура-шакти, энергией Махапрабху? Гададхара Пандит. Он проявление Гададхары Пандита.
Рупануга-варайа те – он лучший среди рупануга-вайшнавов. Рупануга значит вечный спутник Кришны.
иште сварасики рагах парамавиштата бхавет танмайи
йа бхавед бхактих сатра рагатмикодита5
У вечных спутников вечная любовь к Кришне. Их называют рагатмика. У того, кто слушает о деятельности рагатмика-джан, появляется жадность обрести то же самое.
Мама Яшода и Нанда Баба, гопи служат Кришне, и если у кого-то есть жадность слушать об этих играх и служить в том же настроении и они следуют пути, позволяющему обрести это, то таких преданных называют раганугами.
рагатмикам анушрита йа са раганугочйате6
Тех, кто следует за рагатмика-джанами, называют раганугами.
О Шриле Бхактивиноде Тхакуре говорят «рупануга-варая те».
Среди шести Госвами Рупа Госвами – наилучший. Рупа Госвами действует в двух формах: садхака и сиддха.
сева садхака-рупена сиддха-рупена чатра хи тад-бхава-липсуна карйа враджа-локанусаратах7
Он совершает преданное служение как Рупа Госвами и как Рупа-манджари служит Божественной Чете. Тех, кто следует Рупе Госвами внешне и внутренне, называют рупанугами. То есть они следуют Рупе Госвами и в сиддха-, и в садхака-форме. И среди них Шрила Бактивинода Тхакур – лучший рупануга своего времени.
Итак, те, кто следует рагатмика-джанам, называются рагатмиками. А тех, кто следует Рупе Госвами внутренне и внешне, называют рупанугами. Все рупануги – это рагануги, но не все рагануги – это рупануги.