Шрипад БВ Шанта Махарадж: Я предлагаю бесконечные дандават-пранамы моему дикша-гурудеву, парамарадхья гурупада-падме Шри Шримад Бхактиведанте Вамане Госвами Махараджу, а так же моему санньяса-гуру, ом вишнупад парамахамса свами паривраджак-ачарья Шри Шримад Бхактиведанте Нараяне Госвами Махараджу; старшему духовному брату, Шримад Бхактиведанте Мадхаве Махараджу; моим Парам-Гурудевам, Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу и Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджу, а также всем собравшимся здесь вайшнавам и всей гуру-варге.
Шрила Рупа Госвами дал нам очень важное указание:
анйабхилашита-шунйам
джнана-кармадй-анавртам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама1
Это очень-очень важная шлока. Анйабхилашита означает отсутствие материальных желаний. Мы всегда должны думать о Шри Гуру, Гауранге и вайшнавах. Всякий раз, когда мы думаем о материальных наслаждениях, даже если мы не наслаждаемся ими непосредственно, то это тоже материальные желания, тоже наслаждение.
Есть три вида служения, которые мы оказываем своим телом, умом и речью. В этом и состоит трудность процесса. Когда вы получаете посвящение у истинного гуру, вы должны ему посвятить свое тело, ум (мысли) и речь. В «Бхагавад-гите» говорится о карма-, гьяна— и бхакти-йоге. Мы следуем бхакти-йоге, а не карме и не гьяне.
Что такое карма? Это деятельность, направленная на достижение собственного счастья. Гьяна значит знание о Нирвишеше, то есть о брахма-гьяне. Это знание о пустоте неблагоприятно для преданных.
Преданный также обладает знанием, которое называется савишеша-гьяна.
Анушиланам – это усилие, направленное на обретение преданности. Мы должны все время думать о том, как развить преданность. Это называется «бхакти». Первой ступенью в духовной жизни является обретение прибежища у истинного гуру. Без истинного гуру мы не сможем развиваться. Как до этого говорил Пуджьяпад Мадхава Махарадж: даже Сами Господь Кришна и Шри Чайтанья Махапрабху принимали прибежище у истинного гуру. По этой причине принятие прибежища у истинного гуру является важной составляющей нашего процесса.
Я продолжаю свою тему. Святое имя, санкиртана – это суть преданности. Кто может совершать харинама-санкиртану? Каковы признаки преданных? Шри Чайтанья Махапрабху учил этому в своей «Шри Шикшаштаке»:
тринад апи суничена
тарор ива сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих2
Это очень важно. Что значит «тринад апи»? Это когда мы идем по траве, приминая ее к земле – это называется «тринад апи». Тарор ива – это когда мы рубим дерево на дрова, и дерево не защищает себя, это терпение. Для того чтобы совершать садхану, мы, как преданные, садхаки, должны обладать терпением. Аманина означает не жаждать собственной славы, престижа. Манадена означает оказывать почтение другим.
Шри Чайтанья Махапрабху каждую ночь проводил санкиртану в доме Шриваса Тхакура. Однажды неверующие пытались проникнуть в его дом, но им это не удалось. Среди них был один брахман, Гопал Чапал, и он решил причинить беспокойство Шривасу. Он поставил перед дверью его дома синдур – красный порошок, красный чандан и кувшин с вином. Когда Шривас утром открыл дверь и увидел перед дверью эти предметы, он подумал: «Сейчас люди увидят это и будут говорить, что я каждый день поклоняюсь Бхавани (Дурге)». И тогда он позвал всех людей и сказал: «Друзья мои! Посмотрите: я совершаю дурга-пуджу (поклонение Дурге). Такова моя слава». Увидев это, Гопал Чапал начал плакать. Но плакал он не от раскаянья, а из-за того, что проказа распространилась по всему телу. Он плакал от боли.
Шривас Тхакур – парам-вайшнав, великий преданный. А Чапал Гопал сделал это, чтобы оскорбить Шриваса, и в результате он заболел проказой.
Шри Чайтанья Махапрабху каждый день ходил принимать омовение в Ганге и однажды увидел, как Гопал Чапал сидит на обочине дороги. Шри Чайтанья Махапрабху был очень разгневан на Гопала Чапала. И Он сказал: «Твое тело будет испытывать еще более страшную боль! И ты будешь страдать миллионы жизней!». Таким образом Махапрабху учил нас тому, чтобы мы не оскорбляли вайшнавов.
Шрипад БВ Мадхава Махарадж: Прежде всего, я в почтении склоняюсь перед лотосными стопами моих парамарадхья гурупада-падм, ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Ваманы Госвами Махараджа и ом вишнупад парамахамса свами аштоттара-шата Шри Шримад Бхактиведанты Шрилы Нараяны Госвами Махараджа. Я приношу свои поклоны моим духовным дедушкам, Шриле Бхактиведанте Свами Махараджу и Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Госвами Махараджа, а также всей гуру-варге и всем вайшнавам во главе с Шантой Махараджем.
Когда я пришел сюда, я увидел этого большого песика и вспомнил, как Гурудев рассказал про одну детскую игру Кришны. У Радха-рамана только один пес, но Гурудев сказал, что у Нанды Бабы было две большие собаки. Этих собак звали Вьягра, что означает «тигр», и Прачандра – «свирепая».
Почему у Нанды Бабы было две собаки? Потому что у них было много коров, и каждый день у них рождались новые телята, и для защиты от диких животных, которые могли убить этих телят, они держали двух собак. Эти собаки были настолько свирепыми, что дикое животное не смело даже близко подойти к коровам.
Собака Радха-рамана очень дружелюбная, и собаки Нанды Бабы были тоже очень дружелюбными. Смотрите: маленькие дети играют с этим псом, и он им ничего не делает. Точно так же , когда Кришна с Баларамой были очень маленькими и еще не умели ходить, они могли забраться на собаку и вытянуть ей язык изо рта. Они видели, как отец погоняет быков веревкой, и так же садились на эту собаку и дергали ее за уши, пытаясь ею управлять.
Рохини и мама Яшода очень пугались, что дети засовывают ручки в пасть собаке, пытаясь вытащить оттуда язык. Но эти собаки очень радовались, так как они чувствовали прикосновение мягких ручек Кришны и Баларамы. Иногда они подбегали и прыгали на собаку. Собака была очень счастлива. Ей нравилось, что Кришна ложился на нее.
Находясь во Врадже, Кришна являл очень много игр. Особенно Он крал масло по домам у соседей. Кришна был такой хитрый и ловкий, что Его не могли поймать с поличным, и иногда соседи приходили и жаловались на Него маме Яшоде. Мама Яшода говорила: «Если мой сын приходит к вам в дом, то почему бы не накормить Его маслом? Ты же кормишь своего сына маслом, почему бы и Его не накормить? Мой Кришна и твой сын тоже, можешь накормить и Его». Но гопи говорили: «О, Яшода, ты просто ничего не знаешь. Ты думаешь, что твой лала такой невинный! Но это совсем не так. Когда мы пытаемся накормить твоего Кришну маслом, Он нам говорит: «Ты что, думаешь, что Я сын бедного человека? Да у моего отца миллионы коров!». Как только мы пытаемся Его накормить в нашем доме, Он не ест. Но как только Ему удается малейшая возможность, Он крадет у нас масло. А если масло Ему не понравится, Он берет палку и крушит горшки. Если же у нас нет масла, Кришна начинает щипать наших детей, от чего они громко кричат».
Когда какая-нибудь гопи хватает Кришну с поличным, Он говорит: «О, Я думал это Мой дом, а ты, оказывается, не Моя мама. Я ошибся». И когда гопи ослабляет хватку, Кришна убегает.
Однажды одна гопи поймала Кришну с поличным, привязала к колонне и пошла жаловаться маме Яшоде. Когда Яшода вышла из дома, гопи закричала: «Яшода, ты должна пойти со мной». «Почему?» — спросила Яшода. «Ты должна сама увидеть это!» — «Что случилось? Почему ты так спешишь и кричишь? Я очень занята сейчас. Я не могу пойти с тобой». — «О, Яшода! Ты царица Враджа! У тебя столько богатства! Конечно же, зачем тебе приходить в мой дом?». — «Не нужно сарказма. Зачем ты хочешь затащить меня в свой дом? Я сейчас очень занята». — «Ты должна пойти!». — «Ну, хорошо. Подожди меня немного, и тогда я с тобой пойду». Яшода впустила ее в дом, и когда гопи зашла внутрь, она просто потеряла дар речи – Кришна, как ни в чем не бывало, сидел за столом и обедал. «Что это такое? Я же привязала Кришну к колонне! – подумала гопи. – Как Он оказался здесь?». От всего этого у нее закружилась голова, и она присела рядом, чтобы не упасть.
«Мамочка, что случилось? – спросил ее Кришна. – Поешь прасада». «Это Твоя тетушка, а не мамочка», – поправила его мама Яшода. «Какая разница? – сказал Кришна. – Мамочка, тетушка – все равно. Ну, хорошо, мамочка принеси тетушке прасада». Гопи никак не могла понять, что происходит: она привязала Кришну в своем доме к колонне, а Он тут сидит и ест. И тут ее раздумья прервала Яшода: «Дорогая сакхья, если ты хочешь, чтобы я пошла с тобой, то пойдем». «Нет, это уже не важно», – вымолвила она и отправилась к себе домой очень подавленная и угрюмая. Когда же она вернулась домой, то увидела там все так же привязанного к колонне Кришну с невинным взглядом и испачканном в масле ротиком.
Кришна являл очень много игр.
Однажды одна женщина сказала своему мужу: «Я пойду к колодцу вместе со своими сакхи. А ты, пожалуйста, охраняй дом. Этот воришка масла может прийти в любую минуту. Мама Яшода думает, что ее сын сама невинность и даже ни о чем не подозревает. Но сегодняшний воришка масла завтра станет разбойником. Ты должен лечь и притвориться спящим, а затем, когда Он войдет, прокрасться наружу и запереть Его в доме. После этого я приведу этого воришку масла к Яшоде, и тогда она вынуждена будет поверить, что ее сын – вор».
В банде Кришны есть одна обезьянка по имени Дадхи-лобха. Она очень любит масло, у нее очень острый нюх, и она издалека может почувствовать его. Кришна никогда не ходит в одиночку воровать масло, Он всегда это делает со Своей свитой. Сейчас различные преступления совершаются группами, и это все идет со времен Господа Кришны с Двапара-юги, и даже со времен еще Господа Рамачандры.
Итак, вскоре, после того как гопи вышла из дома, Кришна со своей командой подошли к ее дому и отправили обезьянку на разведку. Заметив горшок с вкусным маслом и мужчину, притворяющегося спящим, она тут же побежала доложить об этом Кришне.
У Кришны с Баларамой и мальчишек-пастушков, всегда есть много веревок, так как они пасут коров. И тогда они притащили эти веревки в дом и очень крепко связали этого человека так, чтобы он не смог и шелохнуться. Связав его, они скорее побежали воровать масло, а наевшись вдоволь, вернулись к нему и сказали: «О, дорогой наш человек, мы и для тебя тут припасли немного масла!». И тогда они взяли горшок, вымазали им все его тело и, смеясь, поскорее убежали.
Через некоторое время вернулась его жена и, увидев своего мужа связанным и вымазанным в масле, воскликнула: «Боже мой! Что случилось?». «Это ты во всем виновата! – сказал ей муж. – Ты велела мне притвориться спящим – я и притворился. А теперь смотри, что со мной сделали. И не трогай мое масло – это они мне его оставили!». «Но ведь это я тебе посоветовала притвориться спящим, – сказала гопи, – поэтому я сама сначала попробую!». Затем женщина развязала своего мужа, и они вместе начали есть это масло.
Кришна очень часто шалил во Врадже, и все враджаваси очень радовались этому. Благодаря Радха-раману, Виоле и их собаке, эта игра пришла мне на ум, и я рассказал ее.
- Бхакти-расамрита-синдху 1.1.11.
- Шри Шикшаштака, 3.